Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 24.08.2019, 01:58

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ср...

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
1. Полнота и актуальность информации об организации и ее деятельности, размещенной на сайте
Всего ответов: 3
Классные часы.ру
Образовательный портал Классные-часы.Ру
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

09:37
Неделя русского языка и литературы

 

Игра на уроке русского языка «Пойми меня», 5-10 класс

 

Цель: систематизация знаний по теме «Лексическое значение слова»
Правила игры: игра проводится между двумя командами в пять раундов

В каждой команде присутствует по 4 человек.

Командир отгадывает слово и затем с помощью лексического значения объясняет его второму участнику и так дальше по цепочке.

Пока идет объяснение слова команда вся команда, кроме капитана слушает музыку.

Участнику разрешается снять наушники тогда, когда подойдет его очередь отгадывать слово.

При объяснении слова нельзя повторять толкование предыдущих участников, использовать однокоренные слова.

На каждое слово отводится по1минуте.

За правильным ходом игры следит жюри.

 Каждое правильное толкование приносит команде 1 балл. 
Пример: ведущий загадывает слово ПРЕЗИДЕНТ. Командир объясняет второму участнику: «Главный в стране». Объяснение второго участника: «Правитель в стране» (за объяснение второго участника не присуждается балл, так как идет повтор слова «страна»).
Оборудование: ноутбуки с наушниками либо другое заменяющее устройство, секундомер.
Ход игры
 Разминка(Задается вопрос капитанам команд, остальные участники слушают музыку; кто первый отгадает, та команда и начинает играть с этим словом.)
1 .Значимая часть слова. (Корень)
2 .Часть слова без окончания. (Основа)

3. синоним к слову Отечество

4. антоним к слову ОГРОМНЫЙ

5. на какие вопросы отвечает глагол?

6. на какие вопросы отвечает прилагательное?
Раунд 1. (капитан встает пятым человеком, право хода разыгрывается вторым участником, итак в продолжение всей игры участники меняются местами.)
1.школа                                              1. шапка

 2.книга                                               2.  Автобус

 3.одеяло                                            3. магазин

 4. Телевизор                                     4.  часы

5. президент                                       5. компьютер
Раунд 2.   Отгадай фразеологизм
Ведущий даёт каждой команде лист с 5 фразеологизмами.

Каждой команде нужно обыграть 3 любых фразеологизма, показать противнику. Противник должен отгадать, что это ? ( За каждый фразеологизм по 1баллу получает команда, отгадавшая фразеологизм и по 1 баллу за каждый фразеологизм команде , сумевшей  точно обыграть)

 

1. Вставлять палки в колёса.                            1. Витать в облаках.

2. Клевать носом.                                                2. Делать из мухи слона.

3. Одна нога здесь, другая там.                       3. Язык проглотить.

4. Нестись сломя голову.                                    4. Работать засучив рукава.

5. Гонять лодыря.                                                 5. В час по чайной ложке.

                                                        Оборудование: палки, колесо, палка, тарелка, чайная ложка.

Игра со зрителями. 

 1.Под каким кустом сидит заяц в дождь? (Мокрым)
2.В каком слове содержится 7 букв Я? (Семья)
3.Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой)
4.От чего утка плавает по пруду? (От берега)
5.Откуда появился Хоттабыч? (Из бутылки)
6.Герой какой сказки пострадал за свое хвастовство? (Колобок)
7.Какой зверь спит всю жизнь вниз головой? (Летучая мышь)
8.Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Одна, потом он уже не будет пустым.) 
27. В каких словах по 100 согласных?

28. Назовите лишнее слово в данном ряду: диво, удивлять, диван, дивный

29. Назовите виды предложений по интонации

30. Назовите виды предложений по цели высказывания

31. Когда в словах пишется твёрдый знак?

32. Какая часть речи может обозначать признак действия, признак признака?

33. Какие части речи в предложении могут быть сказуемым?

34. Какие слова можно составить из букв слова «Грамотей»?

35. Какие части речи имеют начальную форму?

36. Какая форма имени прилагательного является начальной?

37. Какая форма имени существительного является начальной?

38. На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме?

39. Сколько звуков слове «петь»?

40. Сколько согласных звуков в слове «союз»?

41. Разберите по составу: Подснежник, придорожный, красавчик, завтракать.

42. Назовите вкусный полезный напиток из трёх предлогов

43. Сколько всего букв в названии нашей страны?

44. Назовите 2 синонима слову Родина

45. Назовите слово, лишнее в данном ряду: подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

46. В каком из слов есть твёрдый согласный звук: мяч, семь, синий, шить?

47. Назовите все гласные звуки русского языка

48. Слово «коло» обозначало в древнерусском языке окружность, обод, обруч. Назовите три слова, образованных от этого корня

49. Какой частью речи может быть слово «печь»?

50. У какой части речи значение рода постоянный признак?

51. Какая часть речи изменяется по родам, числам, падежам?

52. Назовите неизменяемую часть речи

 

Раунд 3. « Буксир»
Учитель.Дорогие ребята. Наш раунд мы посвятим речевой культуре. Эту тему нам подсказали видеописьма из Европы (показывает видеокассету). Сейчас я вам поставлю кассету, и мы сможем увидеть это письмо. (Делает вид, что вставляет кассету в ящик письменного стола.)        слайды №1,2,3,4,5,6,7

Англичанин.Здравствуйте, дорогие наши русские друзья. К вам обращаются ваши французские, немецкие и английские сверстники. Мы изучаем русский язык и мечта­ем приехать в Россию. Но пока русский язык нам дается с трудом. Мы решили написать письмо русским школьникам и попросить помощи в решении трудных языковых вопросов.

Учитель.Вот такое письмо-просьба при­шло к нам из Европы. В старые времена в школе было такое выражение «взять на буксир»; т. е. помочь кому-то в учебе. Ну что, ребята, возьмем на буксир наших европейских друзей?

Учитель. Значит, начинаем наш раунд «Буксир».

В русском языке много ярких и образных фразеологических выражений. Но иностранцам эти выражения непонятны, потому что они переводят слова буквально. Вот об этих выражениях они и будут вас спрашивать. А вы, как буксир, придете на помощь, чтобы вытянуть иностранцев из затруднительного положения. Ну, что ж, давайте нач­нем. Вновь включаю видеописьмо.

Немец.

Послушайте наш первый вопрос. Я забыл тетрадь и со­чинение написал на листике. Но учитель сказал, что это филькина грамота. Сначала я обрадовался, решив, что меня наградят грамотой, а потом огорчился и стал доказывать, что никакого Фильки я не знаю и ни у кого не списывал. А учитель засмеялся.

Учитель.Ну что, ребята, давайте, помо­гайте! Берите наших друзей на буксир.

1команда

Филькина грамота - так называют ничего не знача­щую бумажку. Грамотой в старину называли документ: купчая грамо­та, духовная грамота. А «филька» - это глупый, недалекий человек, дурак. Значит, филькина грамота - это глупый, плохо написанный документ.

Француженка.Еще одна трудная ситуация. У нас было собра­ние, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Снача­ла мы решили, что пойдем в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим субботу и воскресенье, когда у нас нет уроков.

2команда

Семь пятниц на неделе - так говорят о непостоян­ном человеке, который часто меняет свое мнение. Как появилось это выражение?

В старину пятница была базарным днем. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги                                  за него через неделю, в следую­щую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это

 значит, что верить ему нельзя.

А н г л и ч а н и н. Мы читали сказку о бедном крестьянине. Только эту сказку, наверное, детям до шестнадцати лет читать нельзя. Потому что крестьянин почему-то был гол как сокол. Нас очень удивила эта сказка, потому что мы никогда не видели голых соколов.

1команда

Гол как сокол - значит очень бедный, нищий. К птице сокол это выражение не имеет отношения. Сокол (ударение на 2-м слоге)-это древнее стенобитное орудие, вроде тарана. Это была гладкая, т. е. «голая», металлическая болванка, подвешенная на цепях. Кстати, фамилия Соколов у одних могла произойти от птицы, у других - от орудия.

Немец.

Мы часто пристаем к учителю, спрашивая, куда он поведет нас на каникулах. Когда мы слишком ему надоедаем, он отвечает, что поведет нас на кудыкину гору. Мы изучили всю карту Германии,но такой горы не нашли. Может быть, эта гора находится в России?

 2команда

 

На кудыкину гору -так мы отвечаем тем, кто назойливо интересуется, куда мы идем. Это выражение родилось в охотничьей среде. У охотников был запрещен вопрос о том, куда они направляются. Существовало поверье, что нельзя показывать место oxoты, если хочешь добиться успеха. Отсюда и пословица: «Не кудыкай, счастья не будет»*

Француженка.

Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им все нипочем! И наш учитель по русскому языку сказал, что им все как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.

1команда

 

 Как с гуся вода - эта поговорка является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители, купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба». Люди верили, что от этих слов болезнь сойдет так же, как с гуся вода.

Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой, поэтому вода не смачивает их, а скатывается каплями

Англичанин.

Я получил двойку, и учитель потребовал у меня дневник. Мне так не хотелось портить новый дневник двойкой. И я сказал, что родители мне еще не купили дневника, а учитель назвал меня казанской сиротой. Но я никогда не был в Казани. И я не сирота. Что бы это значило?

 2команда

 

Казанская сирота - так называют человека, который прикидывается бедным, несчастным, чтобы разжалобить кого-либо и помучить для себя выгоды. Это выражение появилось после завоевания Иваном Грозным Казани. Татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и настойчиво требовали наград.

Раунд 4. « Юный карикатурист»

Нарисовать всех членов команды так, чтобы команда смогла узнать себя.

Побеждает та команда, которая более точно изобразила членов команды.

 

Игра со зрителями. 

 Вы должны быстро назвать слова, которые заимствованы из немецкого, английского, французского языков.

Француженка.Сначала поговорим по-французски.

 1. Постановщик спектакля или кинофильма. (Режиссер.)

 2. Колпак для лампы, светильника. (Абажур.)

 3. Творческий работник, который выступает на сцене. (Артист.)

 5. Отвар мяса, рыбы, грибов, овощей. (Бульон.)

 6.Тот, кто в течение дня назначен следить за чем-то. (Дежурный.)

11.Отлогий берег, удобный для купальщиков и для принятия сол­нечных ванн. (Пляж.)

12. Жидкое кушанье - из мяса, рыбы, овощей, крупы с приправами. (Суп.)

13. Сооружение в виде коридора под землей, в горах, по которому проложены пути. (Тоннель.)

14.Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы. (Тротуар.)

15.Дорога с твердым покрытием. (Шоссе.)

16.Водитель автомобиля. (Шофер.)

Англичанин.Ая привез вам слова из Англии.

1.Состязание в спортивных играх. Бывает футбольный, волей­больный, баскетбольный... (матч).

2.Человек, занимающийся бизнесом, предприниматель. (Биз­несмен.)

3.Вид спорта, в котором игроки стараются руками забросить мяч в корзину. (Баскетбол.)

4.Кулачный бой в специальных боксерских перчатках. (Бокс.)

5.Попадание мяча (шайбы) в ворота соперника, а также само та­кое попадание. (Гол.)

6.Огражденная канатами площадка для бокса. (Ринг.)

7.Вид спорта, в котором игроки стараются руками забросить мяч в ворота. (Футбол.)

8.Городской электрический поезд, который ходит по рельсам. (Трамвай.)

9.Плотно облегающие брюки из жесткой (обычно синей) хлопчатобумажной ткани. (Джинсы.)

10.Тот, кто идет первым в состязании. (Лидер.)

11.Городской электрический автобус. (Троллейбус.)

 

Н е м е ц. Ну а мои слова - из Германии.

  1. Хлеб, намазанный маслом. (Бутерброд.)
  2. Ребенок с исключительными способностями. (Вундеркинд.)
  3. Инструмент для сверления отверстий в дереве, металле. (Дрель)
  4. Снежная волна, стремительно сходящая вниз со склонов гор. (Лавина.)
  5. Общий вид местности. (Ландшафт.)
  6. Прозрачное оптическое стекло. (Линза.)
  7. Мешок для переноски тяжестей на спине. (Рюкзак.)
  8. Знамя, прикрепленное к древку. (Флаг.)
  9. Цветные огни, получаемые сгоранием слабовзрывчатых веществ. (Фейерверк.)
  10. Ловкий прием, трюк. (Фокус.)
  11. Снаряд в тяжелой атлетике. (Штанга.)
  12. Безветрие. (Штиль.)
  13. Винтовой стержень для откупоривания бутылок. (Штопор.)
  14. Административное или судейское наказание в виде денежного взыскания. (Штраф.)
  15. Змея; резиновая трубка для проводки жидкости, газа. (Шланг.)
  16. Младший матрос. (Юнга.)

Раунд 5.

 

 

Каждому  участнику дается по предложению, участники должны правильно прочитать своё предложение. За каждое правильное прочтение 1 балл.


1. Мне сегодня вечером позвонит друг.

2. Мы купили на окна новые жалюзи.

3. На праздник был приготовлен салат со свеклой.

4. Мне предложили запломбировать больной зуб.

 

  1. Мне мама наняла репетитора по английскому языку.
  2. У Кати платье красивее, чем у Оли.
  3. В нашем саду вырос огромный ревень.
  4. Мы сварили вкусное сливовое варенье.

 

ТЕМА УРОКА

                                Обобщение  изученного по теме: «Деепричастие»(6класс)

 ЦЕЛЬ УРОКА:                                                                                                                 Слайд№2
1)Повторить всё о деепричастии и деепричастном обороте;

2)развивать умение находить  деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём.

3)Правильно употреблять в речи деепричастия.

 

Ход урока

1. Орг.момент: (объявление темы, цели и учебных  задач урока);

                                                                                                                          СЛАЙД№№3

2. Повторение изученного:

1) Устный опрос:

-Что называется деепричастием?

-На какие вопросы отвечает деепричастие?

_ От какой части речи образуется?

Какие признаки глагола имеет деепричастие?

++++++++++++ наречия имеет?

                                                                                                                                                                                                                                                    СЛАЙД№№4

Смотрим, всё ли мы с вами сказали?

Как вы понимаете ОБОЗНАЧАЕТ ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ К ГЛАГОЛУ?

                                          СЛАЙД№№5

3. ( на партах кроссворды у каждого ученика)

Задание: Выбрать и вставить по горизонтали и вертикали деепричастия.

СЛАЙД№6

4. Фронтальный опрос

---Как образуются деепричастия несовершенного вида?

---Как образуются деепричастия совершенного вида?

 

СЛАЙД№7

 

СЛАЙД№8

6. Задание: Запишите деепричастия, которые образуются от данных глаголов.

                    На что вы должны обратить внимание при образовании деепричастий?

  • Оглядываться (несов. в.)
  • Сверкать (несов. в.)
  • Уметь (несов. в.)
  • Купить (сов. в.)
  • Прочитать (сов. в.)
  • Увидеться (сов. в.)

СЛАЙД№9

 

7. Распределите деепричастия на две группы: совершенного и несовершенного вида.

Обозначьте суффиксы деепричастий.

Выделенные деепричастия разберите по составу.

                                        ------Как вы будете определять деепричастия несовершенного вида?

                                        ___ Как вы будете определять деепричастия совершенного вида?

                                       ____С чего начинается разбор по составу?

                                      _____Что можно сказать об окончании деепричастия?

отражаясь в воде

пригорюнившись

качая вершинами

убежав от всех

устремив взгляд

облетая с деревьев

прислушиваясь к шорохам

погрузившись в раздумья

 

СЛАЙД№10

8. Фронтальный опрос

---Что называется деепричастным оборотом?

----Каким членом предложения  является деепричастный оборот?

---Где в предложении может находиться деепричастный оборот?

---Что вы знаете об одиночных деепричастиях?

---Как пишутся деепричастия с НЕ?

 

 

СЛАЙД№11

9. Выпишите, раскрывая скобки,  деепричастия и определите их вид, объясните написание выделенных слов.  

Сделайте морфологический разбор любого выделенного деепричастия.

  • (Не)задумываясь, (не)торопится, (не)беспокоясь, (не)навидя,
  • (не)разбирается, (не)спеша, (не)мог, (не)доумевая.  
  •  (Не)хочется, (не)жалея,  (не)досыпая, (не)большой, (не)читая,   (не)льзя, (не)скроив.

 

 

СЛАЙД№12

  1. Работа с предложением (Вам предлагается 2 варианта заданий:
  • 1. в одном из них знаки расставлены, их необходимо только объяснить,
  • 2. во втором знаки не расставлены,
  • их необходимо поставить и объяснить.
  • Выбирайте в каждом варианте то предложение, которое вам по силам.

 

 

1. Я, повернувшись, тихо вышел из комнаты.
2. Воробьи, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище.
3. Хозяин, храня праздничное настроение и радуясь веселью, слушал гостей.

  • 1. Она стояла повернувшись к окну и горько всхлипывая.
    2. Зима лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
    3. Не сиди сложа руки.

СЛАЙД№13

  1. ВЫВОД:                                       Что я знаю

 

  1. Домашнее задание:

Тест по деепричастию   

  или   

выбрать из произведения Пришвина « Кладовая солнца» 5предложений с деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями.

 

 

Для любознательных

Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне?

 

Какие имена можно получить, заменив одну букву

 

Какое женское имя состоит из тридцати букв я ?

 

Назовите города, состоящие из двух мужских имен (Борисоглебск)

 

Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит.

 Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)

 

Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая людям ( ? ). 

 

 Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря до встречи
с рыбкой?

 

 Сколько раз старик виделся с рыбкой?

 

 Сколько просьб старика выполнила рыбка?

 

 Сколько богатырей было с Черномором?

 

 Сколько богатырей-красавцев, румяных усачей жили в тереме?

 

 Балда за сколько человек ест, пьет, работает?

 

 Сколько караваев поп стал экономить ежедневно

 

Сколько сказок написал А.С. Пушкин?  Какие?

 

  Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана?

 

 Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу?

 

Как звали бабушку князя Гвидона?

 

За какую плату нанял поп работника?

 

Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея

3) Спишите, раскрывая скобки:

 

«Не с деепричастиями»

(Не)зная ничего

(не)чувствуя опасности

(не)думая ни о чём

Идти (не)спеша

(не)доумевал по поводу случившегося

(не)говоря лишних слов

работать (не)покладая рук

(не)беспокоясь ни о чём

(не)навидя  ложь

(не)решаясь  приблизиться

 

3)Распределите деепричастия на две группы: совершенного и несовершенного вида. Обозначьте суффиксы деепричастий.

отражаясь в воде

пригорюнившись

качая вершинами

убежав от всех

устремив взгляд

облетая с деревьев

прислушиваясь к шорохам

погрузившись в раздумья

 

4)Перед вами текст. Прочитайте, объясните орфограммы. Найдите  предложения
с деепричастными   оборотами.
Начертите схемы.

Тяпка - мой симпатичный пёс. Гуляя с ним мы часто уходим в лес. На з…лёной шелковистой опушк… леса поражая своей чернотой в…днею(т,ть)ся пятна от костра. Извиваясь между камней т…чёт ручей с ледя(н,нн)ой водой. Тяпка пьёт из него чистую прозрач(?)ную воду.

 

5)Составьте предложения:

Раскаты грома доносились из-за леса. Они предупреждали о грозе.

Выпал  снег. Он ярко блестел  под лучами солнца.

Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.

 

6)Задание: Найдите деепричастия, сделайте их морфологический разбор.
Работа по рядам.

1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

2)Отражаясь, березы ломались в пруду.

3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

1)Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

2)Могут ли деепричастия входить в состав фразеологизмов?

7)Найдите пару

Забыв обо всем, мы слушали рассказ  ветерана войны.

Спустя рукава

Часовой стоит на посту, не засыпая ни на минуту.

Сломя голову

Он работает, не прилагая особых усилий.

Затаив дыхание

Мальчик бежал по коридору, все сметая на своем пути.

Не смыкая глаз

 

                                                                    Решите тест:

 

Какие слова являются деепричастиями?

 а) покрытый; б) глядя;  в) стремиться; г) успев

 

 Отметьте  деепричастия совершенного вида.

 а) закричав; б) выступая; в) размахнувшись; г) балуясь

            

 3. От каких глаголов нельзя образовать деепричастие?

 а)   бегать; б)   рвать; в)   знать; г)   лгать

 

 Какое слово пишется с НЕ раздельно?

 а) (не)доумевая; б) (не)решаясь; в) (не)большой;          

г) (не)правда

 

9) Найти предложения с деепричастными оборотами;

10) Придумайте предложения с деепричастными оборотами;

Закончите фразы

Деепричастие отвечает на вопрос …

Деепричастие обозначает …

Деепричастие образуется от… с помощью…

У деепричастия нет такой морфемы, как …

Деепричастия имеют  признаки … и признаки …

В предложении деепричастия бывают…

Деепричастие с зависимыми словами называется…

 

Д/з: Подготовиться к диктанту по теме «Деепричастие»:

§§ 43-46 – повторить.

Из текста повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» выписать 5 предложений с деепричастными оборотами, построить их схемы.

 

        Вернуться на главную страницу                         

Просмотров: 168 | Добавил: poseloklesnoi | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Полезный сайт
Школьная форма
Единая коллекция
Линия помощи
Единое образование
Фонд поддержки
Вход на сайт
сайты школ
Поиск
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
uCoz