Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одаренность существует разных типов, далеко не каждый из них имеет отношение к школе. Так, например, весьма дефицитная в любом обществе и наименее изученная социальная одаренность (ее еще называют лидерской) всерьез не интересует ни учителей, ни родителей. Точнее, и те, и другие ее боятся, не зная, что с ней делать, да и лидером в классе вроде полагается быть учителю... Есть еще художественная одаренность (музыкальная, изобразительная, сценическая) - она, пожалуй, как раз лучше других изучена, но к так называемой общеобразовательной школе все же не имеет прямого отношения. Есть еще психомоторная(спортивная) одаренность. Не о них здесь речь.
Три типа одаренности имеют прямое отношение к общеобразовательной школе.
Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности недостаточно.
Интеллектуальная одаренность - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю...
Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности".
ПРИКАЗ от 23.10.2018 № 500-Д О проведении внутреннего и внешнего мониторинга
Внешний и внутренний мониторинг МБОУ СОШ пос. Лесной
МОНИТОРИНГ УЧАСТИЯ в олимпиадах и конкурсах в 2018-2019 учебном году
Итоги работы с одаренными детьми (2017-2018гг)
Одно из приоритетных направлений школы - создание условий для оптимального развития детей. В связи с этим сложилась определенная система работы с одаренными учащимися.
Создана среда, предоставляющая ученикам возможность в сотрудничестве с опытными педагогами открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в ребенка природой. В школе разработана программа работы с одаренными детьми, цель которой - создание условий для развития способностей каждого ребенка.
Учебная деятельность представлена направлениями:
- реализация проекта дистанционного обучения одаренных учащихся (ресурсы образовательного портала «Телешкола»);
- набор элективных курсов для старшей школы;
- индивидуальные и групповые консультации для основной школы
Внеучебная деятельность: создание пространства, где дети могут проявить, реализовать свои способности: совет старшеклассников, пресс-центр, традиционные школьные конкурсы «Самый классный класс», «Ученик года», которые проходят в несколько этапов - защита проектов «Моя будущая профессия», интеллектуальные конкурсы.
Внеурочная деятельность по направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное
Кроме этого, школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования и культуры: Дом культуры пос. Лесной
В школе создана база данных одаренных учащихся. Определена система выявления одаренных детей, включающая методы изучения и тестирования учащихся, олимпиадное движение, проведение интеллектуальных марафонов, конкурсов, основного и дополнительного образования, ежегодное проведение предметных недель, способствующих проявлению и развитию творческой одаренности.
С целью выявления, развития и поддержки одаренных детей проведен школьный этап всероссийской олимпиады школьников.
Олимпиада проводилась по общеобразовательным предметам (математика, русский, иностранный язык (английский, немецкий, французский, китайский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности). В школьном этапе олимпиады приняли участие все желающие с 5 по 11 классы.
В 2017/2018 учебном году в школьном этапе олимпиады приняло участие 13 участников.
Охват учащихся, принявших участие в олимпиадах 13 человека, что составляет 60% от всех учащихся школы
- 5 классы – 2 человека
- 6 классы – 2 человека
- 7 классы – 4 человека
- 8 классы – 3 человек
- 10 классы – 2 человека
- 11 классы – 1 человека
Из числа участвовавших в школьном этапе победителями стали 3 обучающихся, призерами - 0 обучающихся, что составляет 23 % соответственно от всех участвовавших в олимпиаде. Охват победителей 3ученика.
По классам % от победителей:
- 100%-5класс
- 50% -6класс
Необходимо продолжить работы с одаренными детьми, вовлекая их в исследовательскую и проектную деятельность;
уделить больше внимания индивидуальному развитию обучающихся.
Неотъемлемой частью обучения является внеклассная работа. В школе повышению познавательной активности способствует проведение заседаний различных игровых занятий в рамках проведения предметных недель, которые способствуют развитию интереса к школьным предметам, увлеченности научными областями знаний.
В этом учебном году прошел XXI районная научно-практическая конференция по итогам исследовательских работ в области экологии и естествознания в возрастной категории 6-8классы, руководитель Жамсаранова Ирина Геннадьевна, учитель биологии и химии. К защите были представлены исследовательские работы. Жюри отметило высокий уровень подготовки и творческий подход к выполнению проектов,
Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», руководитель Жамсаранова Ирина Геннадьевна, учитель биологии и химии, награждены дипломами Кубирка Софья. Ученица 4класса, Австрин Никита, ученик 6класса.
Исследовательская работа «Символы природы в национальных орнаментах и вышивке народов Приамурья» Дипломом 2степени, ученицы 10класса Драгель Александры.
Необходимо продолжить совершенствование системы работы с одаренными детьми, вовлекая их в исследовательскую и проектную деятельность; уделить больше внимания индивидуальному развитию обучающихся.
Особенности работы с одарёнными детьми:
Рекомендации педагогам, работающего с одаренными детьми
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми
Принципы, цели, содержание и методы обучения с одарёнными детьми
Особенности содержание образования одарённых детей
Методы и средства обучения применяемые в работе с одарёнными детьми
Формы обучения для одарённых детей
Требования к программам обучения одарённых детей
Матрица для выявления признаков одаренности у детей
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Программа профессионального самообразования учителя математики 1 категории (титульный лист)